SUBMIT YOUR FILM Rus Eng
Festival 2021 Festival 2020 News Contact us About
SUBMIT YOUR FILM
About Festival President Festival Team Projects Press about us Festival Archive

Печальный итог эволюции

25 сентября в Иркутске начинает свою работу XIII байкальский международный фестиваль документальных и научно-популярных фильмов «Человек и Природа», из года в год представляющий зрителям лучшие картины со всего мира на темы экологии. Фестиваль откроется в Иркутском драматическом театре, где помимо официальной части состоится единственный показ фильма «Посетители» культового документалиста-экспериментатора Годфри Реджио.

Американский режиссер Годфри Реджио прославился еще в начале 80-х, когда снял свой первый полнометражный документальный фильм «Коаянискаци», наглядно показывающий, что жизнь человечества есть неупорядоченный хаос, который ведет к разрушению всего живого. Изобретя новый кинематографический язык, особенностью которого стали полное отсутствие текста, мозаичный монтаж и замедленная съемка, он продолжил свои философские кинематографические высказывания еще двумя фильмами — «Поваккаци» (1988), «Накойкаци» (2002), последовательно доказывая мысль о том, что цивилизация — это путь, ведущий не к развитию, а к катастрофе. Каждый фильм заслуженно вызывал восторги критики, а сама трилогия «Каци» переводе с языка индейцев хопи означающая «жизнь») вошла в историю мирового кинематографа как яркий пример того, что документальное кино может доносить свою мысль без слов, пользуясь только изображением и музыкой (постоянным полноправным соавтором Годфри Реджио стал выдающийся композитор-минималист Филип Гласс).

Поэтому картина «Посетители», впервые представленная на международном фестивале в Торонто в 2013 году, вызвала ожидаемый интерес у всей интеллектуальной публики. После она была показана в документальной программе ММКФ и ряде других фестивалей, а теперь откроет XIII фестиваль «Человек и Природа», где будет показана на большом экране в Иркутском драматическом театре.

В некотором смысле «Посетители» в корне отличаются от предыдущих картин Реджио и даже являются их противоположностью. Это касается и цвета ( «Посетители» полностью черно-белый фильм), и выбора объектов съемки новой картине главным объектом являются лица людей), и монтажа (если в «Койянискаци» было почти 400 монтажных склеек на 87 минут, то в «Посетителях» на 84 минуты приходится всего 74 склейки). То есть это гораздо менее пестрая и гораздо более медленная картина, которая настраивает зрителя на медитативное восприятие. Впрочем, с содержательной стороны «Посетители» являются закономерным продолжением философской мысли режиссера, который своими фильмами уже 30 лет пытается осмыслить сущность мироздания и понять смысл существования человека на Земле. С этой точки зрения новый фильм Годфри Реджио тематически подходит фестивалю «Человек и Природа» как нельзя лучше, хотя и приходит в финале к весьма неутешительным выводам.

Первой, кого видит зритель в фильме «Посетители», — горилла, чей суровый взгляд кажется осмысленнее, чем у многих людей, которых десятками покажут в кадре за последующие полтора часа. На экране пройдет целая череда лиц, которые без движения, почти не моргая, смотрят в камеру, то есть прямо в глаза зрителю. Показанные в замедленном режиме, старые и молодые, разного социального класса и расы — кто-то       готов расплакаться, кто-то       едва заметно улыбается, кто-то       смотрит с недоверием или удивлением, можно лишь строить догадки, что объединяет всех этих людей. Что они видят перед собой и на что так реагируют, останется загадкой до последней минуты фильма. Снятые на черном фоне, все люди будто находятся в безвоздушном пространстве, в вакууме.

Галерея лиц перемежается и другими образами. Вот огромное бездушное здание с пустыми глазницами окон и плывущие над ним облака, пустой парк аттракционов, затерянные уголки природы с древними деревьями, растущими из воды; фамильные склепы, огромные кучи мусора, накатывающие как девятый вал; обезлюдевшие разоренные здания, разломанные ворота с надписью Exit, из-за которых пробивается ослепительно белый свет. Так будет выглядеть планета Земля, если в одну секунду убрать с нее всех людей. А вот, во что она превратится, если их оставить — безжизненная пустыня поверхности Луны, показанная в следующем кадре, выглядит как зеркало, показывающее будущее. Великолепная музыка Филипа Гласса, с одной стороны, держит зрителя в постоянном напряжении, с другой — погружает в какой-то медитативный транс, благодаря чему от фильма не устаешь.

Режиссер ничего не объясняет: имеющий глаза да увидит в этих кадрах предостережение, имеющий уши — услышит скорбь от открывшегося создателям картины знания. Что бы мы ни делали, какое бы экологическое сознание ни имели и как бы ни старались сохранить Землю, обречены и мы, и вся планета. Человек — конечное звено эволюции, которое уничтожит всю цепь. Но Годфри Реджио никого не обвиняет, он просто констатирует: все живое когда-то       должно умереть, включая нашу планету и всех ее обитателей. Это, разумеется, не самый оптимистичный мэсседж, который стоило бы транслировать в самом начале фестиваля экологического кино. Зато честный.





top
Система управления сайтом HostCMS